11.11.2020 20:00

Алессандро Мендини: главный шутник итальянского дизайна

Содержание статьи:
  • 1. В эпицентре постмодернизма
  • 2. Памятник сгоревшему стулу
  • 3. Ре-дизайн и банальный дизайн
Ева Корнеева
Просмотры11640

Его называют радикальным авангардистом, реформатором и бунтарём. Дизайнер, архитектор, идеолог, теоретик и автор самых ироничных и парадоксальных объектов в истории дизайна. Всё это Алессандро Мендини.

В эпицентре постмодернизма

Шутник и радикал от мира итальянского дизайна родился и вырос в Милане, там же в 1959 году получил архитектурное образование и поступил на работу в дизайнерское бюро. Много времени, чтобы заявить о себе ему не потребовалось.

Талант Мендини выходит на сцену итальянского дизайна в начале 60-х. В то время модернизм, когда-то смотревший в будущее, становится вчерашним днём, освобождая дорогу молодым авангардным направлениям, которые кипят новыми идеями и стремятся переосмыслить саму задачу дизайна. Самыми заметными и влиятельными из них становятся антидизайн и радикальный дизайн, к которому примыкает Мендини.

Это время концептуальных и глобальных экспериментов. Эргономика, эстетика и функциональность обесцениваются в угоду протесту. Постмодернизм второй половины XX века выступает против продукта, ориентированного на потребителя.

Диван «Kandissi»

Мендини быстро находит единомышленников в авангардной среде. В 1973 году Мендини вместе с легендарным Этторе Соттсассом создают группу «Global Tools» — так называемую школу-лабораторию радикального дизайна, используя в качестве своего рупора журнал «Casabella», где Мендини пробует себя в роли редактора. 

Довольно скоро Мендини становится тесно в рамках одного направления. Охладев к радикальному авангарду к концу 70-х, он создает журнал «Modo», посвященный зарождающемуся «новому» дизайну, а в 1980 году успешно примеряет роль главного редактора  журнала «Domus», превращая когда-то вполне традиционное издание в глашатая нового авангарда. 

В 1979 году Мендини выступает уже в качестве идейного лидера группы «Studio Alchimia», работающей в жанре смешения по­пулярной культуры и радикального китча. 

10 лет спустя деятельный Мендини открывает собственную студию «Atelier Mendini». В этот период появляется один из самых заметных его проектов — здание музея «Groninger» в Нидерландах.

   Музей «Groninger»

Памятник сгоревшему стулу

Мендини начинал радикально, но с юмором. Пренебрежение эргономикой и функциональностью, свойственные постмодернизму, он стремился довести до абсурда, намеренно проектируя абсолютно бесполезные в быту предметы. 

Школа радикального дизайна «Global Tools» была намерена перевернуть с ног на голову заветы модернизма, освободив дизайн от бытовой и функциональной нагрузки.

Продуктом такого подхода стал деревянный стул «Lassu», на который невозможно было сесть. Но практическая функция у арт-объекта всё-таки нашлась: он отправился на растопку в печь.

Памятник сгоревшему стулу «Lassu» в Германии

Бесполезный, но концептуальный предмет, олицетворяющий эпоху, даже удостоился памятника, известного как «Памятник сгоревшему стулу».

Ре-дизайн и банальный дизайн

Пыл итальянского антимодернизма угасает уже к середине 80-х, а Мендини продолжает искать пути творческого самовыражения. Его авторству принадлежат такие понятия как ре-дизайн и банальный дизайн, в основе которых лежит идея преобразования.  

Главная задача ре-дизайна заложена в названии, он стремится переосмыслить классику и подарить легендарным объектам новую весёлую жизнь, иронизируя над понятием хорошего вкуса. Метаморфозы происходят с такими хитами предметного дизайна, как кресло «Superleggera» Джо Понти и венский стул «Tonet»: из традиционных предметов быта с лёгкой руки Мендини они превращаются в забавные арт-объекты.

Переосмысленный стул «Tonet»

Банальный дизайн тоже стремится преобразовывать привычное, взять за основу банальность и подчеркнуть её чем-то противоестественным, например цветом и орнаментом, который в традиционном представлении не сочетается с формой. Таким стало культовое кресло «Proust», в котором элитарное объединилось с китчем.

Кресло «Proust»

Мендини создает предметы, которые он называет «безмолвными друзьями», открывая их сакральную сущность и иронизируя над формой.

Кресло-стол «Zanbro» и штопор «Anna»

Ещё один известный пример небанального дизайна — популярная в 90-е серия «Anna», представляющая собой кухонные приспособления в виде фигурок с улыбающимся женским лицом.

Сегодня его работы стали лотами на аукционах, экспонатами мировых музеев и арт-галерей, а его проекты по-прежнему поражают воображение. Алессандро Мендини ушёл из жизни в 2019 году, до последних дней своей жизни занимаясь любимым делом — дизайном.

Комментариев0

Оставить комментарий:
Ваш комментарий отправлен на модерацию.

Статьи по теме

09.12.2025

Модный дизайн интерьера в 2026 году: тренды и тенденции

В 2026 году новые тренды в дизайне интерьеров все больше будут отходить от показной «глянцевой» роскоши или холодного минимализма в пользу натуральности, тактильности, гибкости решений и атмосферы «своего дома»...

01.12.2025

Гостиная в стиле бохо

Бохо – стиль, в котором нет правил, стандартов и готовых решений. В этой статье мы продемонстрируем фото с примерами и подробно разберем, как создать дизайн интерьера гостиной в стиле бохо в квартире или загородном доме...

26.11.2025

9 трендов в оформлении новогоднего интерьера 2026

Новогоднее оформление интерьера – особый ритуал. Давайте рассмотрим, какие тенденции и тренды будут преобладать в оформлении интерьера квартиры или дома к встрече Нового 2026 года...

24.11.2025

Прихожая или коридор в скандинавском стиле

Давайте вместе посмотрим реальные фото с примерами и разберем все нюансы оформления дизайна интерьера коридора или прихожей в соответствии со всеми канонами скандинавского стиля (сканди) в вашей квартире или частном доме...

12.11.2025

Спальня в японском стиле

«Лучше не иметь ничего, чем иметь много лишнего» - в этом афоризме заключена вся суть японского стиля. Давайте посмотрим примеры на фото и детально разберем, как в спальне создать дизайн интерьера  в японском стиле в городской квартире или загородном доме...