Геометрическая революция: история деконструктивизма
Деконструктивистские здания ломают архитектурные догмы, они похожи на инопланетные объекты, внезапно выросшие посреди привычного городского ландшафта, на архитектурную галлюцинацию, поражающую воображение ломаными формами. Как зародилось самое мятежное направление в архитектуре, разрушившее все принципы эстетики? Рассказываем.
Разрыв шаблона
Деконструктивизм пришёл в архитектуру в конце 20 века, чтобы отринуть накопленный опыт и агрессивно провозгласить новые формы.
Иногда они возвращаются: 7 трендов из прошлого
Какие громкие тренды вернулись в моду за последние несколько лет, и как они изменились? Спойлер: большинство из них мы помним по 70-м..
Источником вдохновения для деконструктивистов стал советский конструктивизм 20-х годов, который уже делал уверенные шаги по пути разрушения архитектурных традиций. Достаточно вспомнить про Башню Татлина — грандиозный монумент для III Интернационала, который должен был представлять собой две наклонные металлические спирали, состоящие из вращающихся вокруг своей оси зданий различных геометрических форм. В этой амбициозной задумке уже явно прослеживаются деконструктивистские настроения. К сожалению, Башня Татлина так и осталась нереализованным проектом.
Многие радикальные идеи советских конструктивистов остались на стадии макета, поскольку вышестоящее руководство в определенный момент охладело к авангардизму. Эстафету геометрической революции подхватили деконструктивисты уже в конце 80-х годов.
Танцующий дом в Праге, архитекторы: Фрэнк Гери и Владо Милунич
Ещё одним истоком нового архитектурного направления стали идеи французского философа Жака Деррида, который использовал термин «деконструктивизм» в работе «О грамматологии», призванной продемонстрировать относительность всех постулатов и границ европейской философии. Конструктивисты применили тот же принцип в архитектуре, отринув все правила и нормативы. Время было подходящее: архитекторы-революционеры получили возможность противостоять законам геометрии благодаря бурному развитию технологий.
Концертный Зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, архитектор: Фрэнк Гери
В Европе, Азии и США архитектура деконструктивизма переживает стремительный подъем в начале 21 века. Музеи, театры, торговые комплексы, бизнес-центры, художественные галереи и другие значимые городские объекты в крупных городах принимают смелые деконструктивистские формы, сюрреалистично контрастирующие с классической архитектурой.
Эстетика непрактичности
Деконструктивизм стремится к зрительной усложненности, неожиданности, нецелесообразности. Его не волнуют функциональность и логика, он деструктивен и агрессивно вторгается в городскую среду.
Здания могут вообще не походить на земные объекты или выглядеть так, будто привычные архитектурные формы были сломаны, смяты чей-то гигантской рукой. Они криволинейны, углов либо абсурдно много, либо бы непривычно мало, масштабы сбиты, элементы непропорциональны друг другу.
Здание Музея Гуггенхейма в Бильбао, архитектор: Фрэнк Гери
У строений может быть смещён центр тяжести и искажена перспектива. Окна могут появляться там, где никто не ожидает их увидеть, или отсутствовать вовсе, опоры могут стоять под углом и ничего не нести, а элементы инженерных коммуникаций — выходить на передний план. Драматичные памятники деконструктивизма живут своей жизнью отдельно от окружающего ландшафта, предлагая переосмыслить весь опыт человечества.
Оперный театр в Гуанчжоу, архитектор: Заха Хадид
Каждое деконструктивистское здание уникально, поэтому деконструктивизм нельзя назвать стилем в привычном смысле этого слова. Деконструктивизм растворяет рамки традиционной архитектуры, не предлагая новых взамен.
Это не архитектурное направление, это — архитектурное отрицание.
Фуникулер Хунгербургбан (Нордпарк) в Инсбруке, архитектор: Заха Хадид
Внутри деконструктивизма
Невероятные снаружи деконструктивистские здания столь же непривычны внутри. Изломы, неожиданные наклоны поверхностей, оптические иллюзии, ощущение неустойчивости, искаженности — впечатление такое, будто попал на борт инопланетного космического корабля или в параллельную Вселенную, где действуют другие физические законы.
Национальный музей искусства XXI века MAXXI, архитектор: Заха Хадид
Деконструктивистские интерьеры — это не массовое явление, а штучные проекты известных дизайнеров.
Цвета и фактуры в таком пространстве обычно нейтральные: они здесь не главные герои, акцент смещён на архитектурные особенности помещения. Эргономика не имеет значения. Главное задача — полностью переосмыслить классическую геометрию. В таких помещениях может отсутствовать даже привычный переход от стен к потолку, а пол — превратиться в сложносочиненную конструкцию с подиумами, стеклянными вставками и светодиодными лентами.
Мебель может быть как экстравагантная, копирующая плавную или ломаную геометрию помещения, так и нейтральная — простых геометрических форм. Но такому интерьеру обязательно нужны дизайнерские арт-объекты, вроде футуристичных стульев Захи Хадид, напоминающих инопланетные растения или недоделанных роботов.
Квартира Захи Хадид в Майами-Бич
Деконструктивистские эксперименты чаще встречаются в коммерческих пространствах, устроить геометрическую революцию в жилой среде типовой квартиры крайне сложно. Кроме того, деконструктивизм никогда не пытался быть удобным или практичным, так что жить в таком интерьере — сомнительное удовольствие.
Нью-нордик: чем он отличается от скандинавской классики
Скандинавский дизайн меняется и предлагает новые версии себя, адаптированные под актуальные тренды. Одной из таких стал нью-нордик.
Потенциал деконструктивизма не исчерпан, возможно нам ещё предстоит увидеть высшую степень его архитектурного и интерьерного развития.
Комментариев0