Китай по-французски: интерьер в стиле шинуазри

Тонкие изгибы цветущей дикой сливы, пышные пионы и хризантемы, райские птицы, китайские пагоды, горные вершины, синие львы, похожие на собак — всё это сказочный мир шинуазри. Это красивое французское слово переводится как «китайщина», а сам стиль представляет собой европейское переосмысление китайского декоративно-прикладного искусства, поэтому иногда шинуазри называют ещё «псевдокитайским стилем». Посмотрим, как он проявляет себя в интерьере и что из этого можно повторить в собственном жилом пространстве.
Тогда
Экзотические сюжеты китайского Средневековья приплыли в Европу на торговых судах в конце XVII века, нанесённые на шёлковый текстиль, пузатые фарфоровые вазы, лакированные ширмы и другие диковинки из Поднебесной. Китайская экзотика пришлась европейцам по вкусу и быстро пустила корни во Франции, где в начале XVIII века начало набирать популярность рококо.

Текстиль в интерьере. Модные тенденции осени
Согласно «пакту моды», принятому основными производителями домашнего текстиля, производство его должно перейти на новый уровень. Теперь оно должно стать более экологически чистым, наносить минимальный урон окружающей среде. Это существенно повлияло на общие мировые тенденции модных тканей для интерьера.
Китайские мотивы хорошо прижились на почве изящного и обильного рококо. Новая парижская мода вскоре распространилась по всей Европе. Но поскольку цены на популярную «китайщину» в XVIII веке кусались, за дело пришлось взяться европейским мастерам, так что в домах аристократов чаще встречались не подлинники, а искусные имитации китайской мебели и декора.

Европейские мастера не стремились к детальному копированию, а только вдохновлялись китайской архитектурой, флорой, фауной и мифологией. Мебель передавала форму загнутых вверх крыш китайских пагод и стеблей бамбука, на ширмах, стенах и текстиле летали драконы, цвели цветы и порхали птицы. Но в особенности китайского быта и философии европейцы вникать не стремились. Таким образом шинуазри стал облегченной версией китайского интерьера, полной заимствованных сюжетов, переосмысливающих Восток на западный манер.
В XVIII веке шинуазри, будучи разновидностью рококо, стремился к театральности и обильной декоративности. Интерьер был полон резной мебели, расписных ширмы, затейливых зеркал, фарфора и текстиля. Тогда у аристократов были в моде так называемые китайские комнаты, полностью декорированные в стиле шинуазри и напоминающее богато расписанные восточные шкатулки.
В начале XX века шинуазри снова вспыхнул среди модных тенденций, но прежнего размаха уже не имел, теперь в интерьерах встречались только отдельные элементы французской «китайщины», которые удачно вписывались в эклектичное ар-деко.

Новому витку популярности шинуазри отчасти обязан Коко Шанель. Если что-то нравилось Коко, это автоматически начинало нравиться всем, кто следил за модой.
В 1910-20-х годах законодательница вкусов собрала приличную коллекцию коромандельских лаковых китайских ширм, которые она не использовала по назначению в качестве перегородок, а декорировала ими стены и маскировала двери в своих апартаментах. Коко утверждала, что вечерами любит разглядывать сюжеты на ширмах, представляя, как они оживают.
И сейчас
В наш век шинуазри в интерьере, как правило, появляется небольшими порциями, в качестве изящных акцентов на базе сдержанной современной эстетики, китайские комнаты и вычурность рококо остались в прошлом.

Многие известные марки сегодня выпускают вещи, вдохновленные сюжетами шинуазри, так что добавить жилому пространству китайско-французского колорита довольно просто.

Популярный приём в стиле шинуазри: акцентная стена с узнаваемыми мотивами флоры и фауны на декоративных панно или обоях. Найти их несложно: «китайская» тема с цветами и птицами — популярный мотив обойных коллекций. Интерпретации встречаются разнообразные: от пёстрых и насыщенных до светлых и нейтральных. В почете золотистые оттенки, дуэт белого и голубого, нежные тона зелёного, жёлтого и розового.
Если хочется больше стилизации, обоями в стиле шинуазри можно оклеить все четыре стены в комнате, добившись непрерывного эффекта художественной росписи, как на фарфоровой вазе.

Обои «Little Greene», салон «Manders» (секция А4, А3)
Стилеобразующим элементом в интерьере станет бело-голубой китайский фарфор: посуда, вазы и декоративные фигурки. Одни из самых узнаваемых представителей шинуазри в современном интерьере: синие или белые фигурки львов, которых иногда называют собаками из-за их специфических морд, изящные чайные сервизы и чайные вазы с крышкой. «Чайными» такие вазы называют только у нас, на Западе они известны как «банки для хранения имбиря», а хранили в этих ёмкостях на самом деле разнообразные специи и масла. В Китае X века расписанная вручную фарфоровая чайная ваза считалась подарком, достойным самого императора.

Поддержать эстетику шинуазри в современном интерьере смогут мебельные элементы из лакированного темного дерева, золотые акценты, зеркала в затейливых рамах в стиле рококо и настольные лампы на тонких длинных «стеблях» с простыми белыми абажурами.

Дизайн кухни 2024: главные тренды
Цвета меняются, плитка тянется вверх, огороды переезжают в квартиры, а фраза «как в ресторане» теперь применима не только к качеству блюд, но и к кухонным фасадам. Узнаем, как будут выглядеть модные кухни в 2024 году.
Акцентные элементы в стиле шинуазри могут ненавязчиво приправить интерьерную классику и неоклассику, подружиться с элементами ар-деко и французского стиля, хорошо смотреться в нейтральных современных пространствах и на базе смешения стилей.
Комментариев0