11.11.2020 20:00

Алессандро Мендини: главный шутник итальянского дизайна

Содержание статьи:
    Ева Корнеева
    Просмотры1020
    Алессандро Мендини: главный шутник итальянского дизайна

    Его называют радикальным авангардистом, реформатором и бунтарём. Дизайнер, архитектор, идеолог, теоретик и автор самых ироничных и парадоксальных объектов в истории дизайна. Всё это Алессандро Мендини.

    В эпицентре постмодернизма

    Шутник и радикал от мира итальянского дизайна родился и вырос в Милане, там же в 1959 году получил архитектурное образование и поступил на работу в дизайнерское бюро. Много времени, чтобы заявить о себе ему не потребовалось.

    article

    7 небанальных способов нарядить ёлку

    Мы собрали 7 интересных решений для тех, кто ещё не успел выбрать ёлке новогодний «наряд». Спойлер: если у вас нет ёлочных игрушек, не спешите их покупать.

    Талант Мендини выходит на сцену итальянского дизайна в начале 60-х. В то время модернизм, когда-то смотревший в будущее, становится вчерашним днём, освобождая дорогу молодым авангардным направлениям, которые кипят новыми идеями и стремятся переосмыслить саму задачу дизайна. Самыми заметными и влиятельными из них становятся антидизайн и радикальный дизайн, к которому примыкает Мендини.

    Это время концептуальных и глобальных экспериментов. Эргономика, эстетика и функциональность обесцениваются в угоду протесту. Постмодернизм второй половины XX века выступает против продукта, ориентированного на потребителя.
    1.png

    Диван «Kandissi»

    Мендини быстро находит единомышленников в авангардной среде. В 1973 году Мендини вместе с легендарным Этторе Соттсассом создают группу «Global Tools» — так называемую школу-лабораторию радикального дизайна, используя в качестве своего рупора журнал «Casabella», где Мендини пробует себя в роли редактора. 

    Довольно скоро Мендини становится тесно в рамках одного направления. Охладев к радикальному авангарду к концу 70-х, он создает журнал «Modo», посвященный зарождающемуся «новому» дизайну, а в 1980 году успешно примеряет роль главного редактора  журнала «Domus», превращая когда-то вполне традиционное издание в глашатая нового авангарда. 

    В 1979 году Мендини выступает уже в качестве идейного лидера группы «Studio Alchimia», работающей в жанре смешения по­пулярной культуры и радикального китча. 

    10 лет спустя деятельный Мендини открывает собственную студию «Atelier Mendini». В этот период появляется один из самых заметных его проектов — здание музея «Groninger» в Нидерландах.

    2.png

       Музей «Groninger»

    3.png

    Памятник сгоревшему стулу

    Мендини начинал радикально, но с юмором. Пренебрежение эргономикой и функциональностью, свойственные постмодернизму, он стремился довести до абсурда, намеренно проектируя абсолютно бесполезные в быту предметы. 

    Школа радикального дизайна «Global Tools» была намерена перевернуть с ног на голову заветы модернизма, освободив дизайн от бытовой и функциональной нагрузки.

    Продуктом такого подхода стал деревянный стул «Lassu», на который невозможно было сесть. Но практическая функция у арт-объекта всё-таки нашлась: он отправился на растопку в печь.
    4.png

    Памятник сгоревшему стулу «Lassu» в Германии

    Бесполезный, но концептуальный предмет, олицетворяющий эпоху, даже удостоился памятника, известного как «Памятник сгоревшему стулу».

    Ре-дизайн и банальный дизайн

    Пыл итальянского антимодернизма угасает уже к середине 80-х, а Мендини продолжает искать пути творческого самовыражения. Его авторству принадлежат такие понятия как ре-дизайн и банальный дизайн, в основе которых лежит идея преобразования.  

    Главная задача ре-дизайна заложена в названии, он стремится переосмыслить классику и подарить легендарным объектам новую весёлую жизнь, иронизируя над понятием хорошего вкуса. Метаморфозы происходят с такими хитами предметного дизайна, как кресло «Superleggera» Джо Понти и венский стул «Tonet»: из традиционных предметов быта с лёгкой руки Мендини они превращаются в забавные арт-объекты.

    5.png

    Переосмысленный стул «Tonet»

    Банальный дизайн тоже стремится преобразовывать привычное, взять за основу банальность и подчеркнуть её чем-то противоестественным, например цветом и орнаментом, который в традиционном представлении не сочетается с формой. Таким стало культовое кресло «Proust», в котором элитарное объединилось с китчем.

    6.png

    Кресло «Proust»

    7.png
    Мендини создает предметы, которые он называет «безмолвными друзьями», открывая их сакральную сущность и иронизируя над формой.
    8.png

    Кресло-стол «Zanbro» и штопор «Anna»

    Ещё один известный пример небанального дизайна — популярная в 90-е серия «Anna», представляющая собой кухонные приспособления в виде фигурок с улыбающимся женским лицом.

    article

    Эклектика и фьюжн: разные подходы к смешению стилей

    Это стили-единомышленники с общей задачей — смешивать и сочетать разностилевые элементы, и единой целью — создавать уникальные жилые пространства. Но хоть цель у них одна, средства разные. Посмотрим, где заканчивается эклектика и начинается фьюжн.

    Сегодня его работы стали лотами на аукционах, экспонатами мировых музеев и арт-галерей, а его проекты по-прежнему поражают воображение. Алессандро Мендини ушёл из жизни в 2019 году, до последних дней своей жизни занимаясь любимым делом — дизайном.

    #Дизайнер #Икона стиля

    Комментариев0

    Оставить комментарий:
    Ваш комментарий отправлен на модерацию.

    Статьи по теме

    article
    12.05.2021

    Дизайн кухни 2021: тенденции и антитренды

    Как преобразились современные кухни и почему они всё меньше похожи на кухни? Посмотрим, какие тренды в этом году получили логическое продолжение, а какие обзавелись приставкой «экс» — всё о дизайне кухни 2021.

    article
    05.05.2021

    7 находок для дома и сада в шведском стиле

    . У мебели, отделки и аксессуаров в шведском интерьере три главных задачи: быть практичными, износостойкими и любимыми.

    article
    27.04.2021

    Скандинавский дзен: интерьер в стиле джапанди

    Что получится, если скандинавский минимализм встретится с японским? Серьезный сбалансированный интерьер с философской нагрузкой, призывающий к умеренности, натуральности и функциональности. Всё это джапанди.

    article
    22.04.2021

    Реорганизация пространства: как оптимизировать интерьер без перепланировки

    Иногда жилое пространство может ощущаться как старое пальто, которое всерьез наскучило, вышло из моды, да и, по правде говоря, маловато.

    article
    22.03.2021

    Стекло в интерьере: тренды 2021

    Изделия из стекла могут визуально раствориться‎ в пространстве или стать главными героями интерьера. Новые технологии позволяют стеклу принимать разнообразные формы, примерять разные оттенки и даже менять их в зависимости от освещения.

    Закрыть
    Восстановление пароля
    Закрыть
    Регистрация дизайнера